Главное меню

Главная страница
Сведения об образовательной организации
Основные сведения
Структура и органы управления образовательной организации
Документы
Образование
Образовательные стандарты
Руководство. Педагогический состав
Материально-техническое обеспечение
Стипендии и иные виды материальной поддержки
Платные образовательные услуги
Финансово-хозяйственная деятельность
Вакантные места для приема (перевода)
Новости МБДОУ
Общая информация
Реквизиты учреждения
НОКО
ОБРАЩЕНИЕ ГРАЖДАН
Порядок оказания услуги
Интернет-приемная
Журнал регистрации обращений граждан
Статистика обращений граждан
Наши достижения
Нормативные документы
Доступная среда
Эффективный контракт
Рекламно-информационные материалы
Приём воспитанников
Информация не образовательного характера
Профсоюзная страница
Открытые данные
Телефоны горячих линий
Карта сайта
Гостевая книга

План совместной работы МБУ «Краеведческий музей города Рассказово» и МБДОУ «Детский сад № 3 «Солнышко» г. Рассказово по краеведению на 2018-2019 учебный год ознакомиться

Тема: "Боевой и трудовой подвиг рассказовцев в годы войны" Автор: Морсакова Ирина Александровна, воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 3 г. Рассказово Тамбовской области скачать
Педагогический проект на тему: "Природа города Рассказово" скачать

Ребёнок знакомится с малой родиной – родным городом

 

Познавайте свою страну, свой край, свой колхоз, свою горушку или речонку, не бойтесь, что мала эта горушка и река, ведь из малого вырастает большое.

А. Ферсман

Известно, что именно дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста. Чтобы воспитать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить его любить край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает, людей, живущих рядом. Уже в дошкольном возрасте ребёнок должен знать, в каком городе он живёт, чем он интересен, какова его история и достопримечательности.

Коллектив нашего детского сада создал собственную систему работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным городом.

Созданная система работы направлена на:

·        подготовку педагогического коллектива и родителей воспитанников детского сада к работе по воспитанию у детей интереса и любви к родному городу;

·        организацию педагогического процесса по краеведческому образованию детей на основе тематического планирования;

·        воспитание детей с опорой на общечеловеческие ценности, на любовь к родителям, семье, месту, где они выросли, к Родине;

·        формирование личностного отношения всех участников проекта к фактам, событиям, явлениям в жизни города.

Представление о  малой родине является содержательной основой для осуществления разнообразной деятельности. Поэтому данное содержание может успешно интегрироваться со всеми образовательными областями («Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка»).

Интеграция краеведческого содержания с другими разделами состоит в следующем:

·        участие детей в экскурсиях и целевых прогулках по городу обеспечивает необходимую двигательную активность и способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников;

·        обсуждение с детьми правил безопасного поведения в городе, например, «Как правильно переходить дорогу», «Что можно, чего нельзя делать на улице города»;

·        участие в совместном с воспитателем труде на участке детского сада: посильная уборка участка после листопада, подкормка птиц, живущих в городе;

·        развитие эстетического восприятия и суждений в процессе чтения произведений художественной литературы о малой родине, накопление опыта участия в разговорах, беседах о событиях, происходящих в родном городе, о достопримечательностях родного города, участие в придумывании сказок и историй о достопримечательностях малой родины;

·        рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, отражающих отношение людей к малой родине: высаживание деревьев и цветов в городе, возложение цветов к памятникам воинам, погибших во время военных действий, украшение города к праздникам;

·        участие в проектной деятельности, продуктом которой является создание карт города, составление маршрутов экскурсий и прогулок по городу;

·        обсуждение и составление рассказов о профессиях родителей-горожан;

участие с родителями и воспитателями в социально-значимых событиях, происходящих в городе: чествование ветеранов, субботники по уборке города и прочее.

Активная позиция детей обеспечивается созданием в детском саду Уголка русской избы, а также уголка краеведения в каждой возрастной группе, в котором ребёнку предоставляется возможность действовать с картой города, рисовать. Рассматривать фотографии и иллюстрации, создавать коллажи и макеты, играть с использованием макетов.

Творческой группой детского сада разработаны и реализованы проекты «Улицы города Рассказово», «Люди, прославившие наш город», «Природа города Рассказово», «Боевой и трудовой подвиг рассказовцев в годы войны».

Социальный проект на тему: «Родина моя - Рассказово». Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным городом скачать

 

Шестой год жизни

 

Задачи воспитания и развития детей:

1.           Развивать у старших дошкольников интерес к родному городу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего.

2.           Познакомить детей с названиями улиц города Рассказово. Дать знания о том, как улицы получили своё название. Познакомить с историей некоторых центральных улиц города.

3.           Дать детям знания о боевом подвиге рассказовцев в годы Великой Отечественной войны. Познакомить с людьми, которым присвоено звание Героя Советского Союза в годы Великой Отечественной войны.

4.           Познакомить детей с жизнью и деятельностью некоторых знаменитых горожан. Воспитывать гордость за свой город, за людей, прославивших его.

5.           Развивать способность чувствовать красоту природы, архитектуры своей малой Родины и эмоционально откликаться на неё.

6.           Развивать бережное отношение к родному городу. Содействовать становлению желания принимать участие в традициях города и горожан, социальных акциях.

7.           Прививать детям интерес к дальнейшему знакомству с историей своего города.

Ориентация ребёнка в образовательной области:

О чём узнают дети:

У родного города есть название, оно рассказывает о человеке – основателе города. В городе много улиц, их названия рассказывают о природе города, знаменитых людях. Об истории родного города и жизни горожан рассказывают дома, их облик, декоративное убранство, природа.

Малая родина хранит память о знаменитых горожанах – защитниках Отечества, учёных, врачах, океанологах.

В городе трудятся родители.

Люди берегут свою малую родину, создают и поддерживают традиции.

Ориентация опыта освоения содержания:

Что осваивают дети:

Воспитатель привлекает дошкольников к рассматриванию фотографий, иллюстративного материала, отображающих сооружения архитектуры и скульптуры, промышленных объектов, а также природы города.

Педагог поддерживает проявление интереса детей к малой родине в вопросах, играх, рассматривании книг, слушании историй, рисовании и конструировании. Рассказывает дошкольникам сюжетные истории об истории получения названий улиц, о жизни города, об архитектурных сооружениях, о знаменитых земляках.

Используя проектную деятельность, проблемные ситуации и поисковые вопросы, воспитатель стимулирует проявления любознательности детей, самостоятельный поиск информации (найти интересный факт, новую иллюстрацию).

Педагог вовлекает детей в экскурсии и целевые прогулки по родному городу, в проведение воображаемых экскурсий, побуждает задавать вопросы о городе, использовать имеющуюся информацию. Организует поездки в краеведческий музей города.

Воспитатель способствует развитию творческого воображения детей на содержании освоенного краеведческого материала в ходе рисования, лепки, аппликации, конструирования и ручного труда.

Организует участие детей в жизни родного города: в его традициях, праздниках; содействует эмоциональной и практической вовлечённости детей в события городской жизни: сделать открытки для ветеранов, принять участие в городском празднике Масленицы, Дне города; в субботниках по уборке города.

Итоги освоения содержания:

Достижения ребёнка (Что нас радует):

üУ ребёнка преобладает эмоционально-положительное отношение к малой родине, он хорошо ориентируется в ближайшем к детскому саду и дому микрорайоне. В правилах поведения в городе.

üРебёнок проявляет любознательность по отношению к родному городу, его интересует, почему город устроен именно так, ребёнок обращает внимание на эстетическую среду города.

üС удовольствием включается в проектную деятельность, связанную с познанием малой родины.

üРебёнок проявляет начала социальной активности: участвует в социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан, стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям города.

üОтражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности: рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т.д.

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей:

üДля ребёнка характерно незначительное проявление интереса и выраженного положительного эмоционального отношения к малой родине.

üНе задаёт вопросов.

üБез удовольствия отражает впечатления о городе в деятельности, не выделяет какую-либо деятельность как предпочитаемую.

üПредставления о малой родине поверхностны, часто искажены.

 

Седьмой год жизни

 

Задачи воспитания и развития детей:

1.           Продолжать развивать у старших дошкольников интерес к родному городу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего.

2.           Продолжать знакомить детей с историей возникновения названий улиц города Рассказово. Дать знания о том, что улицы города названы по сторонам света, в честь известных русских писателей и композиторов, в честь людей, прославивших Рассказово и т.д.

3.           Расширять представления детей о боевом и трудовом подвиге рассказовцев в годы Великой Отечественной войны. Познакомить с людьми, которым присвоено звание Героя Советского Союза в годы Великой Отечественной войны. Познакомить с тружениками тыла, живущими в городе Рассказово.

4.           Продолжать знакомить детей с жизнью и деятельностью некоторых знаменитых горожан. Дать знания о видных учёных рассказовского края. Воспитывать в детях чувство гордости за свой город, к людям, прославившим его.

5.           Развивать способность чувствовать красоту природы, архитектуры своей малой Родины и эмоционально откликаться на неё.

6.           Содействовать проявлению инициативности и желанию принимать участие в традициях города и горожан, культурных мероприятиях и социальных акциях.

7.           Формировать у детей представления о символике родного города – его гербе.

8.           Развивать чувство гордости за свою малую родину, её достижения и культуру, формировать бережное отношение.

9.           Прививать детям интерес к дальнейшему знакомству с историей своего города.

Ориентация ребёнка в образовательной области:

О чём узнают дети:

У родного города есть название, оно рассказывает о человеке – основателе города. Названия улиц рассказывают о знаменитых людях, событиях, природе города. В городе есть памятники – они напоминают о подвиге рассказовцев в годы войны. Город гордится своими известными защитниками Отечества, учёных, врачах, океанологах.

Об истории родного города и жизни горожан рассказывают дома, их облик, декоративное убранство, природа.

В городе трудятся родители. В городе строят новые дома, прокладывают дороги. Люди берегут свою малую родину, создают и поддерживают традиции.

Ориентация опыта освоения содержания:

Что осваивают дети:

Воспитатель создаёт условия для рассматривания фотографий, иллюстративного материала, отображающих торговые и промышленные сооружения, архитектуру жилых домов, скульптуры, природу города.

Педагог поддерживает проявление интереса детей к малой родине в вопросах, играх, рассматривании книг, слушании историй, рисовании и конструировании. Рассказывает детям о жизни города, его истории и сегодняшнем дне, об архитектурных сооружениях, о знаменитых земляках. Знакомит детей с историями, легендами, связанными с прошлым родного города, названиями улиц, природных памятников.

Используя проектную деятельность, проблемные ситуации и поисковые вопросы, воспитатель стимулирует проявления любознательности детей, самостоятельный поиск информации (найти интересный факт, новую иллюстрацию).

Педагог организует экскурсии и целевые прогулки по родному городу, поездки в краеведческий музей города. Развивает проявление инициативы детей в играх-путешествиях по родному городу, в проведение воображаемых экскурсий, побуждает задавать вопросы о городе, использовать имеющуюся информацию.

Воспитатель способствует развитию творческого воображения детей на содержании освоенного краеведческого материала в ходе изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации, конструирования и ручного труда).

Педагог стимулирует детей к созданию мини-музеев, связанных с образами родного города (фотографии, изображения природы, зданий, знаменитых земляков).

Организует участие детей в жизни родного города: в его традициях, праздниках; содействует эмоциональной и практической вовлечённости детей в события городской жизни: сделать открытки для ветеранов, принять участие в городском празднике Масленицы, Дне города; в субботниках по уборке города.

Итоги освоения содержания:

Достижения ребёнка (Что нас радует):

üРебёнок проявляет интерес к малой родине, использует местоимение «мой» по отношению к городу.

üХорошо ориентируется не только в ближайшем к детскому саду и дому микрорайоне, но и в центральных улицах родного города. Знает и стремится выполнять правила поведения в городе.

üРебёнок проявляет любознательность по отношению к родному городу, его истории, памятникам, зданиям.

üС удовольствием включается в проектную деятельность, создание мини-музеев, связанных с познанием малой родины.

üРебёнок проявляет инициативу в социально значимых делах: участвует в социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан, стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям города.

üОтражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности: рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т.д.

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей:

üДля ребёнка характерно незначительное проявление интереса и выраженного положительного эмоционального отношения к малой родине.

üНе задаёт вопросов.

üБез удовольствия отражает впечатления о городе в деятельности.

üНе стремится к проявлению инициативы в социально-значимых делах, связанных с жизнью родного города.

üПредставления о малой родине поверхностны, часто искажены.

 

Вопросы мониторинга

освоения детьми знаний об улицах родного города

1.     Как называется наш город?

2.     Назови улицу, на которой ты живёшь.

3.     Как называется улица, на которой расположен наш детский сад?

4.     Какие названия улиц нашего города ты знаешь?

5.     Как улицы получили своё название?

6.     В честь каких писателей названы улицы в нашем городе?

7.     В честь каких композиторов названы улицы в нашем городе?

8.     Есть ли в городе улицы, названные в честь рассказовцев? Назови их. Чем они прославили наш город?

9.     Как получила своё название улица Лесная?

10.                        Как называется центральная улица нашего города?

11.                        Почему улица Гагарина называлась раньше Базарной?

12.                        Есть ли в нашем городе краеведческий музей? На какой улице он располагается?

13.                        Кто поддерживает чистоту на улицах нашего города?

14.                        Как можно сделать наш город красивым? Что для этого можете сделать вы?

 

Вопросы мониторинга

освоения детьми знаний об участии рассказовцев в Великой Отечественной войне

1.     Когда празднуется День Победы?

2.     С кем воевал наш народ в годы Великой отечественной войны?

3.     Какие военные профессии вы знаете?

4.     Какую боевую технику вы знаете?

5.     Участвовали ли рассказовцы в Великой Отечественной войне?

6.     Были ли среди рассказовцев герои Советского Союза?

7.     Назовите 2-3 фамилии рассказовцев – Героев Советского союза.

8.     Чем награждают Героев войны?

9.     Есть ли в нашем городе памятники погибшим воинам? Какие? Где?

10.                        В честь кого из рассказовцев – героев Вов названы улицы нашего города?

11.                        Как женщины, дети и старики помогали фронту в годы войны?

12.                        Помнят ли живущие сегодня о людях, отдавших жизнь за Родину в годы войны?

13.                        Как мы можем отблагодарить героев тыла и фронта, живущих в нашем городе?

 

Вопросы мониторинга

освоения детьми знаний о людях, прославивших наш город

1.     Были ли в нашем городе знаменитые люди?

2.     Чем они прославили наш город?

3.     Чьими именами названы улицы нашего города?

4.     Кто из рассказовцев получил звание Героя Советского Союза в годы Великой Отечественной войны?

5.     Какие видные учёные жили и работали в нашем городе?

 

Вопросы мониторинга

освоения детьми знаний о природе родного города

1.     Какие природные зоны есть в нашем городе?

2.     Назови животных леса.

3.     Назови деревья, которые можно встретить в нашем городе.

4.     Назови птиц, живущих в нашей местности.

5.     Назови растения, произрастающие на территории нашего города.

6.     Какие животные, деревья, растения вошли в Красную книгу Тамбовской области?

7.     Как люди заботятся о животных?

8.     Как горожане заботятся о птицах?

9.     Как взрослые проявляют заботу о деревьях и растениях?


План

совместной работы Муниципального бюджетного учреждения

«Краеведческий музей города Рассказово»

и Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 3 г. Рассказово по краеведению

на 2014-2015 учебный год

обзор PDF


Консультация  для воспитателей

«Знаменитые люди города Рассказово»

 

С Рассказовским краем связаны многие выдающиеся личности страны: одни из них бывали здесь проездом (как Анна Керн, Михаил Лермонтов или Иван Бунин), другие – подолгу жили (как Архаровы или Воейковы), третьи – работали (как церковный деятель М. Сперанский, физик Чижевский, океанолог Тареев). Немало уроженцев рассказовской земли, которые внесли свой вклад в развитие отечественной науки, культуры, искусства, спорта и т.д.: историк и проповедник Хитров, конструктор Можаров, спортсменка Гусева, зачинатель отечественной мультипликации Меркулов и др.

Александр Иосифович Петэн

Среди наших земляков, чьи имена живут и будут жить в народе, о ком вспоминают с благодарностью и уважением, есть фигура, значимая не только для Рассказова, но и для всей России. Это доктор Александр Иосифович Петэн.

Сын рядового солдата французской армии, взятого в плен в Севастопольскую кампанию, поселившегося в Тамбове, Александр Иосифович Петэн – первый на Тамбовщине врач фабричной медицины. Сам факт появления врача в период бурного развития промышленности в России в конце XIXвека на одном из крупных предприятий братьев Асеевых в Рассказове, на котором в начале века уже работало более полутора тысячи рабочих, говорит о многом. В конце XIXвека фабричная больница была уникальным явлением не только на Тамбовщине, но и во всей России. Созданная на средства М.В. Асеева в довольно короткий срок больница, стала передовым медицинским учреждением губернии. Более того, это была не простая лечебница, а целый комплекс объектов социальной сферы: сама больница на 20 кроватей, родильный дом; приют для детей-сирот, родители которых погибли на производстве, и даже клуб. Авторитет рассказовских врачей в то время был очень высок. Доктор А.И. Петэн приложил огромное усилие по созданию этого уникального комплекса и руководству им. Он являлся не только одним из зачинателей службы здоровья рабочих в России, но и универсальным врачом. После революции, с 1918 по 1928 год, до смерти, Александр Иосифович работал акушером-гинекологом. Сохранилось «Решение общего собрания рассказовских врачей присвоить родильному дому г. Рассказова имя доктора А. Петэна». Оно датировано 1928 годом, но, к сожалению, этого не получилось.

Пётр Владимирович Можаров

Конструктор Пётр Владимирович Можаров родился 19 сентября 1888 года в селе Саюкине Рассказовского района. Можаровы – помещики, владельцы мельницы, спиртовых заводов, магазинов в Петрограде и даже собственного паровоза. Детские годы Пётр Владимирович провёл в Инжавинском районе: в селе Красивке его отец работал управляющим спиртзаводом. Окончив Тамбовское реальное училище, Можаров уезжает получать высшее образование за границу – в Лейпцигский университет. Первым его изобретением был глиссер – лодка с воздушным винтом, на котором он плавал по тамбовским рекам. Потом сделал аэросани. Вот только ездить на них в город строго-настрого запрещалось: машину сильно пугались лошади.

Возвращается накануне первой мировой войны с дипломом инженера-теплотехника. На родине он долгое время не мог найти работу и взялся за воплощение своей мечты – построить самолёт… Спустя несколько  месяцев машина поднялась в небо. При хорошей погоде Пётр Владимирович часто летал на аэроплане, случалось, брал с собой пассажиров.

В 1915 году поступает конструктором на тамбовский пороховой завод. В 1924 году переехал в Ижевск, где создал целое созвездие оригинальных конструкций, заложил основы нашей мотопромышленности. За шесть лет он спроектировал 13 моделей мотоциклов, 10 из них довёл до опытного образца и з внедрил в серийное производство. Появилось славное поколение первых мотоциклов марки ИЖ. Фактически Можаров стал организатором серийного производства мотоциклов в СССР. 

Алексей Николаевич Луцкой

Алексей Луцкой (иногда встречается вариант Луцкий) родился 10 (22) февраля 1883 года в городе Козлове Тамбовской губернии, потомок декабриста Александра Луцкого (который скончался годом раньше). Окончил духовную семинарию, в 1904 году – Тифлисское военное училище, после ушёл на службу в армию, в качестве разведчика штабс-капитан Луцкой устанавливал неофициальные контакты русского отдела генерального штаба Японии. После Февральской революции Луцкой начинает активно сотрудничать с большевиками. 5 апреля 1920 года японские интервенты арестовали его вместе с Сергеем Лазо Всеволодом Сибирцевым. Известно, что на первомайской демонстрации выдвигались требования об освобождении задержанных членов военного совета. Японцы передали всех троих белогвардейцам-бочкарёвцам. В конце мая Луцкой, Сибирцев и Лазо были сожжены в паровозной топке.

Александр Николаевич Лодыгин

Детство известного учёного, изобретателя лампочки накаливания Александра Николаевича Лодыгина – от рождения (18 октября 1847 года) до двенадцатилетнего возраста, пока его родители не разорились, не продали своё имение и переехали в Тамбов, прошло в селе Стеньшине  Петровского района. Бедность семьи предопределила начало карьеры сына. Куда деваться юноше из небогатого дворянского рода? Конечно, на военную службу. Из Тамбовского кадетского корпуса Саша Лодыгин перевёлся в воронежский. Одновременно с учёбой в Воронеже он трудился лаборантом физического кабинета кадетского корпуса и наблюдателем на метеостанции. Ещё во время военной службы подпоручик Лодыгин увлёкся идеей создания электролёта – прообраза вертолёта. Подал прошение военному министру России Милютину, но тот идеей Лодыгина не заинтересовался. Интересно, что для освещения летательного аппарата предполагалось использовать электрические лампы накаливания. В 1871 году Александр Лодыгин начинает работу над такой лампой. Первые лампы Лодыгина горели около получаса. Откачав воздух из колбы, изобретатель довёл время накала своих ламп до нескольких часов. Вскоре Лодыгин получает Ломоносовскую премию – высшую награду Российской академии наук.

Случилось так, что в 1877 году капитан-лейтенант российского военного флота Хотинский показал в Америке Эдисону лампу накаливания Лодыгина. Американец быстро понял, с каким изобретением он имеет дело. Он быстро развернул массовое производство ламп накаливания не только на родине, но и в Германии, Франции, Италии. А Лодыгин так и не смог оплатить полученный в Америке патент на своё изобретение и потерял право на обладание им в этой стране. Патент в Америке, но уже на электрическую лампу накаливания с металлической нитью Лодыгин получит только в 1890 году.

В Америке Александр Лодыгин изобретает электропечи, электромобили, первое в мире устройство для электроотопления, строит заводы и метрополитен, думает над конструкцией водолазного аппарата. В 1907 году Александр Николаевич вместе с женой и двумя дочерьми возвращается в Москву и привозит с собой целую серию изобретений в чертежах и набросках. Это способы приготовления сплавов, электродвигатель, электроаппараты для сварки, торпеда на реактивном топливе, электрохимический способ производства драгоценных камней.

После Февральской революции 1917 года Лодыгин не сработался с новой властью. Материальные трудности заставляют его вместе с семьёй снова отправиться в Америку. 16 марта 1923 года Александр Николаевич Лодыгин умер в Бруклине.

Чижевский Александр Леонидович

Александр Леонидович Чижевский родился 26 января 1897 года в посаде Чехоновец (бывшей Гродненской губернии). В связи со слабым здоровьем большую часть своего детства провёл во Франции, где и начал учиться. Занимался музыкой (играл на рояле и скрипке), увлекался поэзией, писал стихи; занимался в художественной школе, а затем в школе изящных искусств (его картины неоднократно выставлялись в Парижском «Салоне»). В 1913 году семья Чижевского вернулась в Россию и обосновалась в Калуге.

Много лет своей жизни учёный отдал проблеме аэроионизации (атмосферное электричество), которое влияет на организм человека и животных, на растения и микробы. Сначала он проводил опыты в домашней лаборатории. В 1930 году в птицсовхозе «Арженка» была учреждена первая в мире научно-исследовательская станция, единственная на земном шаре, изучающая воздействие ионизированного воздуха на рост и вес птицы. Опыты на птицах показали, что искусственное увеличение числа ионов в воздухе даст возможность организму сопротивляться болезням, противостоять инфекциям, усиливает жизнедеятельность. Подопытные цыплята значительно прибавляли в весе, меньше болели. Чижевский намеревался в дальнейшем перенести опыт по созданию оздоравливающего «горного воздуха» в цехи Арженской суконной фабрики.

Умер в 1964 году в возрасте 67 лет.

Тареев Борис Александрович

Доктор физико-математических наук Борис Александрович родился в 1931 году в Москве, но корни его были в Рассказове. Здесь жили его деды, прадеды, здесь родилась его мать Александра Ивановна Тареева, видный фармаколог, профессор; здесь прошло его детство, здесь учился он в школе № 16, здесь живут его многочисленные родственники и друзья детства. С отличием окончив МГУ, географический факультет, в 1953 году поступил в аспирантуру Института океанологии. Здесь занялся исследованием течений северной части Каспийского моря. Учёный побывал и поработал на всех океанах планеты, на Чёрном, Каспийском морях. Борис Александрович известен в науке как крупный океанолог-теоретик: им опубликовано более 30 научных работ. Ему ещё не исполнилось и 41-го года, когда он собирался в очередную экспедицию, но скончался в ночь с пятого на шестое января 1972 года во Владивостоке. Именем Тареева названо одно из экваториальных течений.

В нашем городе в память выдающихся учёных, академиках, героях Советского Союза названы некоторые улицы.

Улица Донского

Хирург Павел Николаевич Донской – соратник Александра Иосифовича Петэна. Его дочь Елизавета связала свою жизнь с учеником отца. С именем П.Н. Донского связан период расцвета хирургии в Рассказовской больнице, куда он был приглашён в 1918 году. Она была полностью переоборудована, приобретён автоклав, новейшие хирургические инструменты, оборудованы рентгеновский кабинет и лаборатория. Впервые стали производиться операции на черепе, желудке, печени и почках. Первая резекция желудка произведена в Рассказовской больнице в 1925 году. В 1936 году при больнице был открыт пункт переливания крови, а в 1945 году организован онкологический центр. В суровые годы Великой Отечественной войны Павел Николаевич являлся консультантом эвакогоспиталей, расположенных в Рассказове (а здесь их за 1941-1946 гг. было 9). Донской организовал в них хирургическую помощь и своим непосредственным участием спас жизнь и здоровье сотням советских воинов. Многолетний, безупречный и добросовестный труд П.Н. Донского (1887-1960 гг.) был отмечен орденом Ленина, знаком «Отличник здравоохранения» и почётным званием «Заслуженный врач РСФСР».

Улица Маркова

Марков Моисей Александрович (1908 – 1994 гг.) родился в селе Рассказово, здесь он учился, здесь прошло его трудное детство. Семнадцатилетним пареньком уехал поступать в Московский университет на физический факультет. Физика с детства влекла будущего академика. Он занимался исследованиями физических явлений, происходящих в космосе. Основные его работы известны не только в нашей стране, но и за рубежом. Моисей Александрович всегда поддерживал тесную связь с учёными всего мира, являлся участником общественного движения учёных за мир, разоружение, международную безопасность и научное сотрудничество. Многое, о чём думал и говорил академик Марков, имеет непосредственное отношение к нашему настоящему и будущему не только науки, но и общества. А один из кардинальных вопросов общества заключается в том, имеет ли вообще человечество будущее, или оно уничтожит себя в грядущих мировых конфликтах.

Марков Даниил Александрович (1895 – 1976 гг.) родился 1 января 1895 года в селе Рассказово в крестьянской семье. В 1919 году окончил медицинский факультет Саратовского университета. Начиная с 1926 года, Д.А. Марков работал в Белоруссии, где прошёл путь от врача до академика. Даниил Александрович внёс большой вклад в изучение нервных болезней, методов их диагностики и лечения, обнаружил и описал ряд новых рефлексов и других заболеваний нервной системы. Замечательный педагог, талантливый лектор и воспитатель врачей-неврологов, молодых научных кадров, он подготовил 12 докторов и свыше 40 кандидатов наук. Много сил и энергии отдавал общественной работе. Награждён двумя орденами Трудового Красного Знамени и медалями.

Улица Цыплухина

Доктор физико-математических наук, океанолог Владимир Фёдорович Цыплухин родился в городе Рассказове в 1932 году. В 1956 году окончил физический факультет Московского Государственного университета им. М.В. Ломоносова по специальности – физика. Проводил исследования по морскому волнению и участвовал в нескольких экспедициях. Имеет более 40 печатных работ и авторские свидетельства, посвящённые вопросам исследования морских волн. Награждён орденом «Знак Почёта», медалью «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина».

 

Литература:

1.    Баранова И. Рассказовский доктор с французской фамилией. – Трудовая новь, 21 июля 2010 года, стр. 11.

2.    Горелкин Ю. Потомки декабриста. - Трудовая новь, 20 октября 2010 года, стр. 12.

3.    Елютина М. Как зазвать в Рассказово гостей. – Трудовая новь, 20 июля 2011года, стр. 11.

4.    Елютина М. Конструктор Можаров. - Трудовая новь, 15 сентября 2010 года, стр. 10.

5.    Елютина М. Конструктор Можаров. Розыски продолжаются. - Трудовая новь, 9 марта 2011 года, стр. 12.

6.    Кашковская Н. Течение имени Бориса Тареева. - Трудовая новь, 23 февраля 2011 года, стр. 12.

7.    Смоликова А.И. Видные учёные Рассказовского края. – Культурный центр «Музей и Ко», 2005.

8.    Фурсов А. Победивший тьму. – Тамбовская жизнь, 16 ноября 2011 года, стр. 3.

 

Консультация для воспитателей

«Рассказовские промышленники»

 

Рассказово выделялось на фоне других тамбовских аграрных поселений, поскольку здесь получили развитие и земледелие, и промыслы, и торговля.

В первой половине XVIIIвека село стало пунктом переработки сельскохозяйственного сырья. Появились ветряные мельницы, маслобойки, крупорушки. Квалифицированных работников требовало и фабричное производство. Первая суконная фабрика в Рассказове основана в 1754 году купцами П. Олесовым и Я. Тулиновым. А первым промышленным предприятием в селе стал винокуренный завод московского купца А. Демидова, который упомянут в документах 1744 года.

XVIIIвек стал веком усиления крепостного права в России. Началась массовая раздача дворцовых земель и крестьян во владение знати.

По указу Павла Iт 25 апреля 1797 года крестьяне дворцового села Рассказова (2 800 душ) были пожалованы братьям Николаю и Ивану Архаровым.

Состоя на службе, братья пользовались особым доверием императрицы Екатерины II. Николай Петрович Архаров (1742-1814 гг.) участвовал в розыске пугачёвцев, командовал казнью их предводителя, о чём в материалах к «Истории Пугачёва» упоминает А.С. Пушкин.

Пока старший брат разыскивал пугачёвцев, младший – Иван Петрович (1747-1815 гг.) – арестовывал в Италии самозваную претендентку на русский престол – княжну Тараканову. Впоследствии Иван Петрович стал московским генерал-губернатором, командовал восьмибатальонным гарнизоном, оставил о себе память «сурового командира». Его подчинённые не отличались щепетильностью по отношению к простолюдинам – могли и избить, и ограбить. Так в русском языке родилось ругательное слово «архаровец» - хулиган, озорник, отчаянный, беспутный человек.

Вскоре братья попали в немилость (имели неосторожность при публике похвалить прежнюю императрицу Екатерину II) и им было велено безвыездно жить в рассказовском имении. Их простили только при Александре I.

После смерти Архаровых их земли раскупают малые помещики Крюченковы, Булгаковы, Анциферовы, Желтовы, Сатины, Рагоза… Здесь живут и работают купцы Егоров, Казаков. Берег реки Арженки застраивается дубильнями Болотина, Орлова, Посконина. Вскоре появляются Асеевы.

РАГОЗА

Самым крупным и важным в промышленности Рассказова было суконное производство, известное не только на всю страну, но и за границей. Унаследовав производство от дяди – купца В.М. Малина, семейное дело продолжила Вера Яковлевна Рогоза (Тулинова). Выполняя как казённые, так и военные подряды, её суконная фабрика (микрорайон Мальщина) вырабатывала тяжёлые шерстяные ткани, солдатское, крестьянское, ковровое сукна, одеяла, войлок и др. Продукция поставлялась в армию, в тюремное ведомство, в городскую и уездную полицию, в больницы, в казённые и частные учреждения. Хозяйка заботилась о своих работниках, а в начале XXвека, когда на фабрике трудилось более 700 человек, открыла для них больницу и жилые общежития.

У Рагозы была приёмная дочь – Е. Смирнова, мужу которой и перешла по наследству фабрика в 1906 г. Роберт Мунд закупил новые станки, паровые турбины. Фабрика открыла свои представительства, магазины в Москве и других губерниях. В 1915 г. Предприятие продали фабриканту Василию Арацкову, имевшему своё дело в Рязанской и Симбирской губерниях. После революции новый владелец уехал из России, а само предприятие было национализировано.

В 1854 г. В. Рагоза строит ещё одну суконную фабрику в д. Арженке. В 1869 г. Её за 75 000 р. купил М.Д. Асеев. Также Вера Яковлевна приобрела фабрику Полторацкого (Мальщина).

БРАТЬЯ АСЕЕВЫ

На суконной фабрике братьев Асеевых по промышленной переписи 1918 г. Работало более трёх с половиной тысяч человек – это была одна из наиболее крупных суконных фабрик в России, ассортимент её продукции отличался разнообразием. Асеевы владели ещё и винокуренным, сахарным заводами, конезаводами, писчебумажной и чугунно-плавильной фабриками, мастерскими, мельницами, различными торговыми фирмами, магазинами, лавками…

Для нужд армии выпускалось зелёное неворсовое, серое шинельное и верблюжье башлыковое сукна. Военное интендантство, конюшни, крупные тамбовские магазины закупали мундирное, солдатское и шароварное сукна, шерстяные одеяла. Харьковское товарищество получало ратины, драпы, бобрик разных цветов и оттенков, качества, вплоть до царского. Продукция поставлялась в Москву, Киев, Екатеринославль, Уфу, Луганск, Пятигорск, Оптину Пустынь…

Представительства и склады-магазины «Торгового дома братьев Асеевых» имелись в столице, в нескольких губерниях. Возросшие капиталы позволили в 1903 г. Проложить к фабрике железнодорожную ветку от станции Платоновки, построить частную больницу для рабочих (на двадцать коек) с амбулаторией и аптекой, школу, приют для малолетних детей, церковь, ясли, общежития, содержать оркестр, дом для чтения с туманными картинками и театральных представлений. Асеевы выплачивали работникам пособие по потере трудоспособности, на роды, на погребение, создали общества потребителей, в которых продавали товары по сниженным ценам, общества взаимного кредита, где рабочие могли взять кредит на разные цели.

Революция разбросала семью Асеевых по всему миру. Их богатое наследство перешло в результате национализации народу. В советское время фабрика, которая стала называться Арженским суконным комбинатом, тоже развивалась: на ней работало шесть тысяч человек. Ликвидировали предприятие в 2004 г.

ДИНАСТИЯ ЖЕЛТОВЫХ

Купеческая династия Желтовых, занимавшаяся садоводством (они держали фруктовую лавку), торговлей, кустарным промыслом (овчинным, кожевенным – выделывали кожу для обуви), винокуренным производством, была самой многочисленной – несколько десятков человек. Желтовым принадлежала большая часть мелких промышленных предприятий в Рассказове: например, кошмовальные заведения, производившие войлок, кошмы (Белая Поляна, правый берег р. Арженки), и мельницы. В 1896 г. Они основали суконную фабрику (позже – меховая фабрика), производившую по казённым заказам тяжёлые шерстяные ткани, армейское сукно, бобрик, драп, трико и другую продукцию. Фирма получала высшие награды на выставках в Лондоне, Париже, Женеве, Вене, а также золотую медаль на выставке в Ростове-на-Дону (1908 г.). Фабрика имела магазин в Харькове.

В начале XXвека на предприятии трудилось более трёхсот человек. Коллектив был сплочённым из-за того, что большая его часть, в том числе хозяева, принадлежала к молоканской общине. Для рабочих Желтовы построили приютный покой. После революции предприятие национализировали. Представители династии Желтовых остались жить в Рассказове, продолжили дело отцов. В 30-е гг. XXвека многие из них были раскулачены, репрессированы, некоторые расстреляны.

НЕОБХОДИМОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ

Существуют и другие документы, которые представляют промышленников не в лучшем свете. Например, в архивах сохранился отчёт губернской врачебной комиссии о санитарном состоянии фабрик с. Рассказова (1902 г.). Его составитель указывает на адские условия труда фабрики Желтовых: «В полуподвале бьют шерсть – как правило, оно производится подростками 12-14 лет… Битьё производится струной лучка – первобытного орудия деревенского волнотёпа. Мальчик-работник… бьёт молоточком по струне лучка… Однообразный металлический звон струн, серый воздух, наполненный шерстью, полуголые ребятишки, узкогрудые, бледные, с грязными тряпками во рту, - производят ужасное впечатление… Катка шерсти производится в другом помещении. Работают полуголые взрослые рабочие, тоже какого-то чахоточного вида… Однообразные нелепые движения туловища и ног в продолжении целого 14-часового рабочего дня! Удивительно каторжная работа! Никто из рассказовских жителей не работает в кошмовальне П.М. Желтова. Все рабочие пришлые из Арзамасского уезда Нижегородской губернии, из них 30-40 душ малолетние. Начинается работа в 4 часа утра, кончается в 7 часов вечера, перерыв для приёма пищи два часа… Ребята начинают ходить в отходничество с 12-13 лет и долго ли продерживаются в таких условиях? До тех пор, пока не возьмёт «задушье». А «задушье» - чахотка – не заставляет долго ждать. Редкий рабочий сохраняет работоспособность дальше 35 лет…»

Другой архивный документ сохранил письмо рабочих суконной фабрики Асеевых, адресованное губернатору: «Ваше превосходительство! С каждым днём нас хозяин всё больше и больше притесняет: работать заставляет по 18 часов, расценку сбавляет. При очень маленькой зарплате и при дорогих продуктах мы не в силах прокормить свои семейства…».

Ещё один известный факт, связанный с Асеевыми. В 1899 г. Тамбовское управление государственных имуществ предъявило их торговому дому иск за загрязнение воды в реке Цне красителями и шерстью, угрожающее здоровью населения, а также за подтопление отходами фабричного производства государственных дач и крестьянских земель. Это был один из первых судебных процессов в губернии по вопросам охраны природы. Окружной суд обязал руководство фабрики понизить уровень воды в реке и взыскать с Асеевых штраф за нанесённый ущерб.

СМОЛИН, КРЮЧЕНКОВ И ДРУГИЕ

И, наконец, четвёртая суконная фабрика принадлежала с 1873 г. Илье Алексеевичу Смолину. Выполняя казённые заказы, она производила тяжёлое шерстяное сукно и бобрик, имела магазин в Харькове. В начале XXвека дело перешло в руки сыновей Смолина – Антона и Фёдора: две фабрики – в Рассказове (400 рабочих) и в с. Тулиновке. Однако дети не справились с работой и в 1908 г. Ликвидировали производство. Фабричные корпуса поглотила суконная фабрика братьев Асеевых. Часть имущества раскупили рассказовские купцы М.А. Устинов и И.К. Шурков, основавшие в том же году свой торговый дом. В Рассказове они открывают небольшую суконную фабрику с сотней рабочих, вырабатывавшую сукно и пряжу. Фабрика сгорела в 1910 г.

Не меньшее развитие в Рассказове XIXвека получает кожевенное производство. Оно связано с основанием слободы Белая Поляна: здесь поселились крестьяне-молокане из Нижегородской губернии. В 1884 г. В селе работало больше десятка кожевенных предприятий с общей численностью всего 30 человек – изготовление кож осталось ремесленно-семейным делом.

В начале XXвека самым большим кожевенным предприятием являлся заводик с пятью рабочими, им владел Семён Желтов. В 1912 г. «Торговый дом А.М. и В.И. Дмитриева» основал новый кожевенный завод (располагался он за современным домом творчества, ул. Комсомольская).

Кроме того, в Рассказове развивалось винокуренное производство, дававшее большие доходы. Один из заводов принадлежал Афанасию Демидову ещё в 1744 г., второй Константин Крюченков построил в 1877 г. После его смерти завод переходит к жене Анисье (Анисьевский завод), отдавшей его своему сыну Ивану. Перерабатывая картофель и рожь, предприятие, на котором в разные годы трудилось от 30 до 70 человек, вырабатывало сырой, очищенный спирты, водку. С покупкой около 1909 г. Купцом А. Желтовым Анисиевского винокуренного и ректификационного завода №21 начинается его переоснащение: закупается новая техника и паровые котлы. В 1913 году заводом управляют Иван и Максим Желтовы.

Ещё И. Крученков владел крупной мельницей. Другими владельцами мельниц (с XIXв.) были купцы Казаковы. Две из них в начале XXвека принадлежали Ивану Казакову. На них трудилось четыре десятка рабочих. На жену был записан Рассказовский солодовенный завод, производивший ржаной и ячменный солод. Позднее сын И. Казакова Яков и племянник Николай создадут «Торговый дом братьев Казаковых», имеющий свой хлебный склад в Москве. Один из представителей этого рода – Николай Иванович Казаков – в 1909 г. Открыл в Москве кондитерскую фабрику, в которой торговал хлебобулочными изделиями, конфетами, шоколадом. После революции в доме Казаковых располагался отдел ВЧК, а в солодовне и мельнице – концентрационный лагерь для повстанцев и их семей (позднее – СШ №14).

Имелись в Рассказове и чулочно-вязальные предприятия. Они выделились из множества семейных кустарных вязальных мастерских. Одно из них основано в конце XIXвека Андреем Устиновым (в начале XXвека здесь работало 100 человек), другое открыл Герасим Липилин (трудилось два десятка работников).

Стоит также выделить чугунно-литейный завод Фёдора Обжорова (добыча руды, плавка железа и изготовление деталей для машин), семейное сельскохозяйственное предприятие Н.М. Гордеева по производству и продаже семян кормовой свеклы в с. Платоновке, животноводческие предприятия-конезаводы В.Т. Асеева и А.М. Булгакова. У Булгакова также имелись овцеводческий тонкорунный завод (более 800 голов), большая сельскохозяйственная экономия с фруктовым садом, кирпичные заводы, водяная мельница. Нельзя не назвать и мыловаренный завод И. Полянинова, клееваренный Шаманина, кирпичный Кудрявцева.

В таком виде рассказовские фабрики, заводы, торговые дома существовали до 1917 г.

После отмены крепостного права развитие рассказовской промышленности пошло быстрее. Расширяются заводы и фабрики. Увеличивается население: в 1897 году в Рассказовской волости числилось 12 337 жителей, это было самое большое сельское поселение Тамбовской губернии.

Конец XIXвека был для села тяжёлым из-за разразившейся засухи: выгорели пастбища, высохли растения и деревья, обмелели колодцы и пруды. Начался падёж скота. Вспыхнули эпидемии тифа, скарлатины. Пришёл голод. Для рассказовцев открывали бесплатные столовые.

К 1903 году население Рассказова достигло 15 тысяч человек, а к 1911-му составляло уже 18 тысяч.

Промышленность в селе развивалась темпами, которые не знал даже Тамбов. Видели это и в государственном департаменте торговли и мануфактур. По его проекту через Рассказово на город Камышин в 1891-1892 годах должна была пройти железнодорожная ветка. Однако этого не случилось: боясь усиления конкуренции, промышленники Тамбова и поддержавший их губернатор Рокасовский направляют министру Витте письмо о нецелесообразности проведения железнодорожной линии через Рассказово.

Но отсутствие железной дороги не смогло помешать дальнейшему развитию села. Ещё в 1884 году в Рассказове заработала телеграфная станция. В XXвек село вступило с электричеством (на фабрике Асеевых имелась своя электростанция), в августе 1906 года появился телефон – первые номера получили местные фабриканты и купцы. Усилиями Асеевых, Сатина и других купцов к Рассказову в 1903 году подводят узкоколейку от станции Платоновка. Вскоре узкоколейные дороги протянулись в рассказовский лес, к торфяным болотам и карьерам. У волостных организаций и домов купцов ставятся фонари с электрическим и газовым освещением. На фабриках и принадлежащим им заведениях появляются водопровод и центральное отопление, построены плотины и водохранилища…

К 1917 году благодаря усилиям местных предпринимателей несколько рассказовских дорог приобретают твёрдое покрытие... Улучшается санитарное состояние большинства улиц и рынков, местных рек, усиливаются меры по обеспечению личной и пожарной безопасности на предприятиях – покупаются новые станки, устанавливаются ограждения, улучшается освещение и т.д.

В Рассказове создана пожарная дружина, действуют отделения банков, страховых обществ. К этому времени в селе имелось 12 школ. Мест в них не хватало, приём в учебные заведения проходил на конкурсной основе. И в этом отношении Рассказово вновь выделяется на фоне других населённых пунктов губернии. В сельской местности в семье всегда учили только одного человека, остальные должны были работать на земле; девочек не учили вообще. В Рассказове же произошёл перелом во взглядах на образование, ведь образованный человек получал большую зарплату.

Самым крупным и важным в промышленности Рассказова было суконное производство, известное не только на всю страну, но и за границей: фабрики и торговые дома рассказовских предпринимателей имели свои представительства за пределами губернии и даже за границей.

В 1917 году жизнь стремительно меняется. Страна стала на принципиально иной путь исторического развития, определивший её судьбу на многие десятилетия. Молодую советскую республику ждало много испытаний. Продразвёрстка и насильственная мобилизация в армию стали причинами крестьянской войны 1920-1921 годов в Тамбовской губернии. Мятеж, возглавляемый А. Антоновым, затронул и Рассказово.

Документы и воспоминания рассказовцев о коллективизации (конец 20-х – начало 30-х годов прошлого века) во многом повторяют друг друга: раскулачивание, принуждение к вступлению в колхоз, голод и нищета, аресты и ссылки неугодных.

Тем не менее и в этот период труд людей приводит к значительному росту производительности труда, увеличению выпуска продукции на предприятиях.

Учитывая возросшее экономическое и культурное значение Рассказова, 6 декабря 1926 года селу присваивают статус города районного подчинения. В 1928 году образуется Рассказовский район.

В годы Великой Отечественной войны в ряды Красной Армии было призвано свыше 19 тысяч рассказовцев – почти 90 процентов мужчин призывного возраста, которые сражались во всех родах войск. Пали в кровопролитных, жестоких сражениях и занесены в Книгу Памяти 10 268 рассказовцев.

Труженики тыла работали в цехах, выращивали хлеб, терпели нужду и голод, но находили возможность помочь фронту: отрывали от себя средства на создание боевой техники, заботливо собирали посылки для бойцов, лечили раненых. В городе и районе располагались госпитали, под которые были отданы лучшие помещения. За годы войны промышленность города дала Красной армии немалое количество шинелей, полушубков, трикотажного белья, гимнастёрок, брюк, сукна, обуви, носков, варежек…

Значение Рассказова как крупного промышленного центра настолько возросло, что назрела необходимость выделить его в самостоятельную единицу. 4 мая 1943 года Президиум Верховного Совета РСФСР принял Указ об отнесении Рассказова к категории городов областного подчинения.

Ратные подвиги рассказовцев оценены по заслугам: они награждены боевыми орденами и медалями, удостоены высшей награды Родины – звания Героя Советского Союза.

В послевоенные годы продолжают развиваться такие предприятия, как биохимический завод, трикотажная фабрика, Арженский суконный комбинат (его драп-велюр получил в 1958 году золотую медаль на всемирной выставке в Брюсселе). В 1961 году в эксплуатацию вводится завод «Спецстроймашремонт» по изготовлению спецкузовов и трейлеров, в 1974-м – завод «НВА» по производству преобразователей и низковольтной аппаратуры, в 1985-м – завод «Рассказово-Инвест» по выделке натуральных кож.

Появление новых и реконструкция  старых предприятий позволили ускорить и расширить  жилищно-социальное строительство: в этот период появилась значительная часть многоэтажных домов, школы, детские сады и корпуса больницы, кинотеатр, проложены дороги, развивалось энергетическое, газовое, коммунальное хозяйство.

Не потерялись рассказовцы и в условиях начавшихся реформ, нашли свою нишу при переходе хозяйства на рыночные рельсы. Большую роль здесь сыграли благоприятный климат, плодородные почвы, удобное географическое положение, сохранившиеся традиции  предпринимательства и новаторства, а ещё – рассказовский характер: бойкий, деловитый, целеустремлённый…

 

            

               

       

Голосование по проектам-участникам федерального этапа ЕНЕС-2016